|
|||
Разобраться
в этих "резиновых джунглях" очень непросто... Есть такая хитрая
наука - маркетинг. Владея этим мощным оружием, производитель или продавец
может достаточно легко "впарить" Вам посредственную всесезонку
вместо зимней резины. Достаточно добавить несколько забористых слов в описании.
Ну, можно еще отснять рекламный ролик. Или "проплатить" хвалебную
статью в каком-нибудь популярном автомобильном журнале. И мы, как сомнамбулы,
уже едем в магазин на нашей, как нам уже кажется, убогой резине, в поисках
ТОЙ САМОЙ, которая на льду, как тигр когтями.... Кстати,
в одной из статей встречал такую информацию: обозначение M+S (грязь и снег), означающее то, что Вы видите перед собой "всесезонку",
вообще никем не регламентировано и, следовательно, производители его могут
ставить везде, где им вздумается. Наверняка Вы встречались со "всесезонкой",
которая становилась "дубовой" уже после 0 градусов. Очевидно, что
на такой резине зимой ездить просто опасно. Экономия на комплекте настоящей
зимней резины может обернуться растратами на ликвидацию последствий ДТП, которые могут быть во много раз больше.
По-другому дела обстоят
со "снежинкой" (снежинка в треугольнике, напоминающим гору с двумя
вершинами). Для того, чтобы поставить такой значок на резину, производители
должны подвергнуть ее специальным комплексным испытаниям. Но, как Вы сами понимаете,
где-нибудь в далеком китайском (или турецком) подвале...
"Обувь по сезону": какой ей быть? Вот-вот выпадет первый снег, и в который раз придется задаться вопросом: так нужна ли автомобилю зимняя обувь и какая? На эту тему выступал и многие издания, в том числе и далекие от автомобильного мира (тема во многом конъюнктурная, заказная), но ясной картина так и не стала. Видимо, по этой же причине массового перехода на зимние шины в прошедшем сезоне снова не произошло. А ведь речь не о конъюнктуре или вкусовых пристрастиях, проблема куда существеннее и принципиальнее. Те, кто въехал в зиму на летней резине, немало намаялись, а итоговая статистика происшествий и разбитых автомобилей печальна. Самое время делать выводы. Для стран с климатом, похожим на российский, но более высоким уровнем автомобилизации, проблема "какие шины надевать зимой" давно не существует, ее решили законодательно. Нам же, видимо, еще предстоит пройти свой путь. Насколько полезны зимние шины? Зимняя дорога и безопасность езды - понятия неотторжимые. По официальной статистике больше половины всех крупных дорожно-транспортных происшествий приходится на период распутицы, хотя число участников движения в это время уменьшается.Причина очевидна: на заснеженном, скользком дорожном полотне резко снижаются сцепные свойства колеса с дорогой. Следовательно, надо или чистить проезжую часть до летнего состояния, или использовать особые, более "цепкие", шины. А таковыми являются именно зимние модификации и их применение безальтернативно.Вывод полностью подтверждается многолетним опытом водителей из Скандинавии, и в частности финнов - признанных авторитетов по части зимней эксплуатации машин (к слову, дороги у них чистят, едва снег успевает выпасть).В свое время именно финны испытали на своем самом северном в мире полигоне близ Ивало три характерные и отличающиеся по свойствам покрышки - "всесезонную" (по нашим меркам) модель NRT, зимнюю NRT и зимнюю ошипованную "Хаккапелитту 10" (все достаточно известны российским потребителям).Как и следовало ожидать, зимние шины оказались вне конкуренции (см. график, где оценочным параметром служит относительная длина тормозного пути); а за единицу принят худший результат - максимальный (тормозной путь, выявленный в тесте). Испытания подтвердили: всесезонные шины универсальны только по определению и для зимних заснеженных, обледенелых дорог малопригодны. Важный вывод для тех, кто круглый год предпочитает ездить на "всесезоннике", утешая себя тем, что убивает сразу двух зайцев. Особенности зимних шин. Чем же объясняется выигрыш зимних покрышек, что обеспечивает им более высокие сцепные свойства на скользком покрытии? Вся конструкция протектора подчинена главной цели - обеспечить наилучший контакт с дорогой при любом зимнем покрытии (лед, укатанный или рыхлый снег, ледяная или снежная шуга, просто мокрый асфальт). Более мощные плечевые блоки и широкие канавки между ними образуют грунтозацепы, они эффективны на рыхлом и мокром раскатанном снеге. Ламельные блоки позволяют увеличить пятно контакта шины с дорогой вследствие независимой деформации каждой "дольки", уменьшая тормозной путь и повышая устойчивость машины в повороте. Что же касается шипов, то они резко повышают продольную и боковую устойчивость шины на обледеневшей поверхности или укатанном снеге, обеспечивая оптимальные тормозные свойства и управляемость автомобиля.Кроме того, на изготовление протекторного слоя покрышки идут особые резиновые смеси с высоким содержанием натурального каучука и добавками силикона. Такой состав позволяет сохранить эластичность протектора даже при очень низких температурах, а шине дает возможность легко приспосабливаться к микрорельефу дороги и изменениям погоды.Не меньшее внимание уделяется конструкции каркаса и форме шины. Исследования показали, что чем жестче каркас и чем ближе ее поперечное сечение к прямоугольнику, тем эффективнее работают грунтозацепы и плечевые дорожки и тем большее давление оказывается на концы шипов. Результат понятен, а потому разработчики покрышки неукоснительно следуют этим положениям.Что касается рисунка протектора, то здесь вариантов много. Он может быть симметричный и асимметричный (в зависимости от расположения блоков относительно центральной оси протектора), а еще - смешанный, направленный или комбинированный (в зависимости от ориентации канавок относительно центральной оси). Так что же предпочесть? Если ориентироваться только на результаты представленного здесь теста, то вроде сомнений нет: предпочтение всегда отдается победителю. А победитель - ошипованная шина.Достоинства шипов противоскольжения известны: на скользких зимних дорогах они сокращают тормозной путь, повышают курсовую устойчивость, улучшают управляемость и динамические качества и почти исключают пробуксовку колес. У неошипованных зимних шин плюсы почти те же (кроме пробуксовки, которая снижается только на рыхло-снежном покрытии), хотя их достижения и выглядят чуть хуже. Итог эксперимента еще раз привел к выводу о том, что на зимних дорогах аргументы типа "комфорт", "шумность" и подобные должны быть просто забыты до лучших времен. Решающим должен оставаться критерий безопасности. И шипы противоскольжения, не являясь панацеей, значительно снижают практически любой риск. Вот почему скандинавы зимой, независимо от состояния дорог и качества их уборки (обычно весьма высокого), в обязательном порядке ездят на ошипованной резине. Для них это закон. Шипы в любом случае улучшают обстановку на зимних дорогах, в том числе и в крупных городах, где езда сопряжена с бесконечными маневрами, торможениями и разгонами. Немного практицизма. Когда речь заходит о приобретении покрышек, главный интерес обычно вызывают цены, а они зависят от многого: размерности шины, солидности фирмы-изготовителя, амбиций продавца и т. д. Цены на зимнюю резину (как с шипами, так и без) могут колебаться очень широко - от 35 до 315 долларов за штуку. При этом надо иметь в виду, что обычный стереотип "чем дороже, тем лучше", который старательно прививали некоторые наши издания, на самом деле здесь не работает. В первую очередь это касается импортных шин.Хорошие шины лучше всего покупать в магазинах, в этом случае есть хоть какая-то гарантия, что вас не надуют и не подсунут красивую подделку или, того хуже, искусно восстановленное старье. Впрочем, даже в магазине стоит ознакомиться с сертификатом на покрышки. А при покупке ошипованных шин заглянуть в отдельный сертификат. Это избавит от возможных разочарований и несправедливых умозаключений. Александр Звонарев. Шипы и шины. Разговоры о тяготах зимней езды и о зимних шинах не новы. И все же отечественные автомобильные изданная постоянно возвращаются к этим вопросам. Это естественно, поскольку тема важна. Беда в другом: содержательность большинства публикаций крайне невысока, налицо односторонние подходы.Наших читателей интересует все, что связано с выбором и эксплуатацией ошипованных шин. Причем именно сейчас, когда планируется зимний бюджет на автомобиль, зреет принятие того или иного решения. Попытаемся обобщить сведения, которые имеются сегодня. Свежих тестов летом не проведешь, но кое-какая новая информация у специалистов уже скопилась. Аргументы по поводу применения. У каждого своя точка зрения на преимущества и недостатки ошипованных шин. Для водителя легкового автомобиля шипы - определенная гарантия безопасности на зимней дороге. Для дорожных служб - источник разрушения дорожного покрытия. Споры о целесообразности применения шипов противоскольжения длятся с переменным успехом уже лет тридцать. Но все-таки с переменным, надо заметить.Противники шипов в основном напирают на экологию. В качестве аргументов упоминаются и канцерогены (выбиваемая из дорожного полотна асфальтобетонная пыль), и повышенная шумность, достигающая, по некоторым данным, 82 дБ(А) - с обычным дорожным протектором она не превышает 77 дБ(А), что по ощущениям почти в два раза ниже.Сторонникам шипов такая аргументация не кажется серьезной. С цифрами в руках они доказывают, что экология страдает прежде всего от самого автомобиля и дорожных служб с их “большой химией”. При миллионах кубометров выхлопных газов, ежеминутно выбрасываемых в атмосферу Земли, асфальтовая пыль - ничтожная добавка. Зато применение шипов позволяет сберечь здоровье, а зачастую и жизни, ежегодно сотням тысяч людей.Наверное, по-своему правы и те и другие: все зависит от точки зрения. К примеру, водителю, вынужденному ежедневно преодолевать зимнюю беспутицу, трудно понять обывателя, страдающего от шума его автомобиля. А выход, как обычно, в компромиссе, в поиске оптимального сочетания конструкции и веса шипа, качества шин, состояния дорог, скоростного режима движения автомобилей.Однако вернемся к проблемам безопасности. Шипы противоскольжения давно и по праву считаются одним из самых действенных способов обеспечения безопасности на зимних дорогах. Особенно полезны они на мокром льду при температуре, близкой к нулю, а также на заснеженных участках дорог с интенсивным движением, когда укатанный снег подтаивает от давления колес и превращается в каток. Кстати, шипы, разбивая обледеневшую корку, оставляют за собой дорожку, благоприятную для обычных шин.Автомобиль с ошипованными шинами предсказуем в своем поведении даже для новичка. А его вождение можно сравнить, пожалуй, с летней ездой по мокрому асфальту: даже в самых неблагоприятных условиях длина тормозного пути, курсовая устойчивость и управляемость остаются в разумных пределах. По крайней мере от водителя не требуется каких-то особых навыков вождения в гололед. Кроме того, улучшенное по сравнению с обычной шиной сцепление с дорогой предоставляет водителю некий “резерв безопасности” - возможность исправить случайно допущенную ошибку в управлении.Весомым может показаться и такой аргумент: общепризнанно, что применение на автотранспорте ошипованных шин существенно сокращает расходы на последствия серьезных аварий. Например, эксперты дорожной полиции Швеции подсчитали, что массовое применение шипов позволит государству уже к концу этого века экономить более миллиарда крон ежегодно.Таким образом, взвесив все “за” и “против”, сделаем вывод: применение шипов противоскольжения диктуется объективными условиями, в основе которых безопасность и жизни людей. Шипы: конструкция и установка. Шипы противоскольжения гораздо старше автомобилей. В странах Центральной Европы уже в начале прошлого века вбивали кузнечные гвозди в кожаные накладки на колесах повозок.С появлением пневматических шин о шипах временно забыли, поскольку не могли придумать, как их крепить. Но уже в начале тридцатых годов их стали применять снова - на гоночных машинах, а к середине пятидесятых - на любых автомобилях по желанию водителя.За долгие годы эта простая с виду деталь претерпела массу превращений: многократно менялись и материалы, и форма. Современный шип состоит из двух элементов - корпуса и рабочей твердосплавной вставки, которая закрепляется либо пайкой, либо запрессовкой.Корпус, как правило, изготавливают из мягкой стали или из специального алюминиевого сплава. Идет борьба за уменьшение веса и минимизацию размеров шипа: от этих характеристик зависит его разрушающее действие (в первом приближении оно пропорционально массе шипа и квадрату его скорости). Появились даже корпуса из высокопрочной пластмассы, износостойкость их не так уж низка, но, увы, не в российских условиях. Встречаются и цельные шипы из минералокерамики, однако цена их слишком высока, а износостойкость недостаточна.Сложилась и форма этого приспособления. Теперь их делят на однофланцевые и (в просторечии “гвоздики”) и многофланцевые. Среди шинников и те, и другие имеют своих приверженцев и противников. К примеру, фирма “Нокиан Тайрс” (Nokian Tyres) оснащает свою продукцию только многофланцевыми шипами, а “Гудьир” (Good Year) предпочитает однофланцевые.Шипы противоскольжения устанавливают в специальные отверстия в протекторе, которые либо формуют в процессе изготовления шины, либо высверливают. Здесь тоже без своих премудростей не обошлось. Последний “писк” - отверстия специальной формы, имеющие небольшую выборку под опорный фланец шипа.Долго определялись и с необходимым и достаточным количеством этого приспособления в покрышке, искали оптимальный режим из работы. Сегодня шипы обычно размещают в плечевых зонах протектора по определенной схеме и с таким расчетом, чтобы в пятне контакта шины с дорогой одновременно находилось не менее 8 и не более +12 шипов.До последнего времени наиболее распространенными в России были финские (что естественно) шипы противоскольжения от фирм “Тикка-Настат” (Tikka-Nastat OY), “Турванаста” (Turvanasta), “Скасон” (Scason) и некоторых других. Ныне на российский рынок поступили изделия их крупнейшего мирового производителя - французской фирмы “Южигрип” (Ugigrip).Вхождение “Южигрип” имеет две особенности. Во-первых, впервые поставщик шипов принял на себя все тяготы по сертификации продукции. Во-вторых - через АО “Промрадинвест”, своего представителя в России, французы намереваются работать непосредственно с российскими производителями шин. Для “Южигрип” такой контакт - норма. Фирма, к примеру, много лет напрямую сотрудничает с концерном “Мишлен”.Кстати, “Южигрип” - единственное в мире предприятие, выпускающее шипы с самоустанавливающейся (!) твердосплавной вставкой. В процессе эксплуатации такой шип сохраняет постоянное выступание рабочей вставки над поверхностью протектора. В результате разрушающее воздействие шипов на дорожное полотно снижается, а шина при этом свои сцепные свойства не теряет. Российский рынок сегодня. Если взглянуть на приведенную здесь таблицу, станет понятно, что к услугам автовладельцев уже сегодня приготовлено немало. Выбор достаточно велик, несмотря на август. Позже он наверняка станет еще разнообразнее. В сентябре-ноябре наступит время, когда продавцы шин говорят: “Шип пошел!”Разумеется, ранний покупатель привлечен прежде всего сезонными скидками (и тут есть над чем подумать), которые в отдельных случаях достигают +15-20 процентов. Правда, сами цены на шины значительно колеблются в зависимости от имени фирмы-производителя, размерности изделия и устремлений продавца. Например, для небезызвестной финской шины “Хаккапелитта +10” (Nokian Hakkapeliitta +10) размерности +175/+10 R+13 отмечается разница в стоимости до +110 тыс. рублей за штуку. Ближе к сезону этот разрыв обычно сокращается и, как правило, в сторону высокопредельной. Для шин российского производства такие колебания цен не так существенны.В таблице намеренно не указаны страны-изготовители тех или иных покрышек. Российский рынок ненасытен, на него свозят буквально все. Здесь можно увидеть и оригинальные шины, произведенные непосредственно на фирменных заводах, и “перепечатки” с дочерних заводов той же фирмы в других странах (обычно они дешевле).Однако цена не всегда соотносится с качеством изделия. Скажем, шина, прекрасно зарекомендовавшая себя на дорогах Европы, у нас может “кончиться” на первых тысячах пробега. Вообще испытание российскими дорогами, как показывают испытания и опыт их эксплуатации, выдерживают далеко не все “иностранцы”, примеров тому много. Нам уже доводилось рассказывать о шведских шинах “Гиславед Норд Фрост II” (Gislaved Nord Frost II), снабженных сверхлегкими шипами фирмы “Ситек” (Sitek) в пластмассовом корпусе. Оказалось, что они совершенно не выносят наездов на края выбоин или рельсовых путей, тем более при торможении. Один такой наезд, и шипы из плечевых дорожек просто высыпаются. При аккуратной езде такого, возможно, просто никогда не случится, но кто сегодня ездит неторопливо и предусмотрительно?Из чисто практических соображений российскому автомобилисту лучше ориентироваться на продукцию отечественных заводов. Цены на них самые низкие (надо рынок завоевывать), а качество, скажем так, неплохое. Чаще эти шины ошиповываются прямо на заводах-изготовителях. Но могут поступать в продажу и в неошипованном варианте.Следует иметь в виду и то, что некоторые наши умельцы ухитряются ошиповывать шины, вовсе для того не предназначенные - к примеру, “НИИШП-ралли+1” (сугубо зимние) или дорожные МИ+16. Преждевременный конец их предсказать нетрудно, как и то, что без шипов они останутся очень скоро. Кстати, обратите внимание, что в таблице рыночного ассортимента ошипованных шин присутствует финская зимняя модель NRW. Это не опечатка: действительно, есть специалисты, которые ошиповывают и ее.Еще один практический совет: ни в коем случае не пытайтесь оснастить протектор шипами самостоятельно. Во-первых, сама ошиповка - достаточно сложный процесс, требующий навыков и специального инструмента. Во-вторых, покупать шипы на рынке рискованно, много кустарных подделок. Лучше обратиться в специализированную мастерскую, имеющую необходимый инструмент и оснастку. Причем стоимость работы в зависимости от размерности шин и количества шипов (от 90 до +100 штук на шину) обычно не превышает 50-80 тысяч рублей. Цены выше этих должны настораживать. Эксплуатация. Есть простые и понятные каждому правила эксплуатации ошипованных шин, соблюдая которые, можно без особых забот наездить 40-45 тысяч километров.Во-первых, на легковом автомобиле ошипованные покрышки следует ставить на все четыре колеса. В противном случае говорить о безопасности бессмысленно, ибо поведение всех колес должно быть одинаковым и предсказуемым в любой дорожной ситуации. Заметим, комбинации, при которых ошипованные покрышки устанавливаются только на переднюю или только на заднюю ось автомобиля, в некоторых ситуациях смертельно опасны.Во-вторых, чтобы шипы окончательно встали на свои места, свежеошипованные колеса должны пройти примерно пятисоткилометровую обкатку на невысокой скорости (60-70 км/ч). В этот период следует избегать резких торможений или динамичных стартов.В-третьих, следует постоянно контролировать давление. Длительная езда на подспущенных ошипованных шинах приводит к быстрому износу шипов или к преждевременному их выпаданию. К потере шипов может привести и торможение при наезде на края выбоин и другие препятствия. Следует также ограничить скорость автомобиля: она не должна превышать 70 процентов от максимально возможной.В-четвертых, при перестановке ошипованных колес необходимо, чтобы они сохраняли прежнее направление вращения. Иными словами, менять местами колеса можно только с одной стороны автомобиля, а при хранении “зимней обуви” на каждом из них отмечают направление, в котором колесо вращалось на автомобиле.При торможении на скользкой дороге тормозной путь машины с шипами может оказаться гораздо короче, чем к того, что едет сзади. Поэтому в плотном потоке чаще смотрите в зеркало заднего вида и перед остановками сдерживайте разогнавшегося “преследователя” предусмотрительным мягким торможением.И еще помните, что даже с ошипованными шинами дорога все-таки летней НЕ становится. Александр Звонарев. © Материал журнала "Автомаркет" В самом конце ушедшего года в редакцию “СВ” попал материал
под названием “Не ШИПи!”, автор которого в достаточно категоричной форме протестует
против использования в зимнее время шипованных шин. Понимая всю сложность
и неоднозначность затронутого вопроса, мы попросили высказать свое мнение
по нему собственного корреспондента журнала “За рулем” в городе Тольятти Сергея
Мишина, уже несколько лет занимающегося тестированием зимних шин различных
производителей. Однако, публикуя два взгляда на одну и ту же проблему, мы
отнюдь не считаем разговор законченным. Всем, кого всерьез заинтересовала
данная тема, предлагаем поделиться своими соображениями по этому поводу на
страницах газеты.
Взято отсюда: http://www.7verst.ru/old/pages/ship/ship.htm |
|||
Все о резине и дисках для Вашего автомобиля! Отзывы РЕАЛЬНЫХ пользователей + тесты и обзоры популярных автомобильных журналов. Ремонт и эксплуатации автомобилей марки JEEP и НИВА карданный вал КПП РК РПМ РЗМ фотографии болото колея колее мосты занос пробуксовка юз 4*4 4х4 кардан карданный car orvis маршрут прокладка навигация карта связь пробки координаты расстояние скорость направление поиск трасса ограничения дворы радары предупреждения сигнал оповещение пост гаи штраф интерфейс дорога поворот разворот поток быстрее медленнее навигатор кпк обзор автомобильных систем GPS-навигации Автоспутник Pocket GPS NaviTel City Guide IGO Pocket GIS OziExplorer engine 2121 niva ваз vaz жигули лада lada накат трасса курсовая устойчивость подруливание дисбаланс балансировку бездорожье offroad off-road говна ремонт отдых ltd ltd редуктор шипы cherokee чероки ноутбук раздатка ошиповка шипованные масса торзной путь длина нивовод покрытие джиповодство jeep асфальт снег гравий песок песку снежная каша глина лед льду сцепные свойства трение давление video tyre auto wheel природа сосиски отдых полный привод коробка трос буксирование ориентирование навигация GPS ремонт jeep cherokee limited orvis джип чероки чироки чироке джып chiroki jep gip geep chiroke римонт sheroki cherok shiroki shirokee нива полноприводная шеврале джипп вездеход автомат mopar atf +4 оригинал неоригинал зажигание инжектор впрыск abs круиз-контроль cruise панара тяга